Анализ стихотворения пророк по плану

Пушкина «Пророк» Переход от слайда к слайду по щелчку. По щелчку сработает ссылка на видеофрагмент, размещенный в этой же папке: Закрываем окно и переходим к следующему слайду. Следующим щелчком выводим на экран краткую характеристику этого периода жизни поэта запись в тетрадь. Третьим щелчком анимируем поэтические строки — аргументы. По щелчку выходит само слово. После ответов учащихся двумя последовательными щелчками открываем толкования этого слова. После слова выводим на анализ стихотворения пророк по плану его толкование. В беседе с учениками выясняем, почему герой оказался в пустыне. Каков тайный смысл этого действа. На экране последовательно выводятся две информирующие записи-подсказки. Вторым щелчком визуализируем словарную статью из словаря славянской мифологии. Уточняем, почему именно он был послан для спасения измученного путника. Рисуем вторую горизонтальную линию, показывая, что изменилось в герое. Заменяем их словом-результатом всех совершившихся превращений - «как труп в пустыне я ЛЕЖАЛ». Выстраиваем вертикальную линию: что теперь может возрожденный герой, какие уникальные способности получил в дар. Заменяем цитаты из стихотворения вертикальной полосой, на которой возникает слово ВОССТАЛ. Божественный замысел воплощен — перед нами поэт-ПРОРОК. Работа на этом слайде через многократные последовательные щелчки, только после ответов учащихся. Выясняем, в чем смысл этого тройственного божественного завета. Делаем вывод о том, как Пушкин понимает роль ПОЭТА-ПРОРОКА. По первому щелчку появляется вопрос. По второму - вывод. Пушкина «Пророк» Описание слайда: «Его Пушкина пророк есть именно пророк, каких мы видим в Библии» Ходасевич «Идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» Соловьев «Образ целостного и окончательного перерождения личности» Иванов Описание слайда: 1826 год Время духовного кризиса, вынужденное одиночество. Спасение — поэзия, ставшая «ангелом-утешителем». Но здесь меня Таинственным щитом Святое провиденье осенило. Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой… Из черновика «Вновь я посетил» Описание слайда: Пустыня - Иисус 40 дней размышлял в пустыне перед тем, как прийти к людям. Моисей 40 лет вел свой народ через пустыню место уединения, раздумья ср. Описание слайда: Перепутье - роковое, нечистое место, принадлежащее демонам, где совершались опасные и, наоборот, исцеляющие действия. На перепутье совершаются предопределяющие судьбу встречи. По словарю славянской мифологии Описание слайда: в христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. «Видел я Господа… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. Серафимы — Описание слайда: Вырвал грешный язык Ушей коснулся Сердце трепетное вынул Отверзлись вещие зеницы И внял я неба содроганье И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Зениц коснулся их наполнил шум и звон жало мудрыя змеи …вложил угль пылающий … водвинул Л е ж а л восстал Описание слайда: Так анализ стихотворения пророк по плану же такой ПОЭТ-ПРОРОК? Поэт, заплативший за право творить физическими и нравственными муками, наделенный после этого даром слышать глас Божий и нести его людям. Описание слайда: Примерный план работы Дать краткую краткую историко-литературную справку. Отметить особенности композиции построения стихотворения. Рассказать о чем стихотворение? Какие мысли и через какие образы доносит до нас поэт? Система образов стихотворения, их связь с лирическим героем, миром его чувств и переживаний. Роль художественных анализ стихотворения пророк по плану создания образов сравнения, символы, эпитеты, метафоры. Особенности фонетики и синтаксиса Построение предложений, особенности рифмы и ритма. Москвы 2010-2011 учебный год Моторина Светлана Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории Фрагмент урока литературы в 9 классе Историко-литературный комментарий стихотворения Пушкина «Пророк» Фрагмент урока 20 минут. Цели урока: -на примере стихотворения «Пророк» систематизировать знания учащихся анализ стихотворения пророк по плану своеобразии темы поэта и поэзии в лирике Пушкина; - продолжить формирование понятия о лирическом герое в творчестве Пушкина; анализ стихотворения пророк по плану работу над формированием навыков анализа лирического произведения. Важным этапом в подготовке к уроку является опережающее домашнее задание, которое дает возможность обратиться к изученному ранее материалу и подготовиться к восприятию нового. Выяснить год написания стихотворения, какие события произошли в жизни поэта в этот период. Какие еще произведения написаны в Михайловском, их тематика, проблематика; общественные события, которые нашли отражение в творчестве поэта. Выписать тезисы 4-5 из статьи Лотмана «Что же такое поэт? » учебное пособие «Русская литература Х IХ века» под редакцией Стихотворение «Пророк» называют программным произведением и традиционно относят к стихотворениям, раскрывающим тему поэта и поэзии. Звучит стихотворение «Пророк» чтение Смоктуновского - навести стрелку мышки на иллюстрацию слайда образ Пророка. С момента его появления в печати исследователи по—разному определяют, что же, собственно, хотел сказать Анализ стихотворения пророк по плану. Пушкин своим стихотворением и как понимать образ пророка, созданного поэтом: «…Его Пушкина пророк есть именно пророк, каких мы видим в Библии» Ходасевич «…Идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» Анализ стихотворения пророк по плану «… Образ целостного и окончательного перерождения личности» Иванов Стихотворение может быть понятно только в контексте биографического и творческого материала, поэтому важно не «вырвать» стихотворение из этого материала, не «вмонтировать» его в общий ряд схожих по тематике стихотворений Пушкина, а попытаться прочитать и понять. Работа над историей создания стихотворения и биографическим материалом. В решении этой задачи поможет проверка домашнего задания, основные положения статьи Лотмана «Что же такое поэт? » и обобщение сведений из ранее составленной таблицы по биографии Пушкина Стихотворение написано в 1826 году по дороге из Михайловского анализ стихотворения пророк по плану Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем Николаем I, оно было одним из четырех задуманных стихотворений, которые поэт хотел посвятить событиям 14 декабря 1825 года. Так или иначе, но «Пророк» словно венчает период Михайловской ссылки, долгие два года, за которые многое произошло в жизни самого поэта и в общественной жизни России. Далее учащиеся определяют ключевые положения статьи: Контрастность жизни всему, что было раньше; одиночество и сосредоточенность; «события редки и мерятся домашними масштабами». Основная сфера деятельности — творчество; «деятельность переносится в глубь души». Сходятся воедино внешние, вынужденные обстоятельства биографии с внутренними анализ стихотворения пророк по плану потребностями творчества. В развитии Пушкина — писателя многое связано с впечатлениями от каждодневной окружающей жизни. Ведущим в формировании Пушкина — поэта было размышление о том, что такое поэт. Далее можно познакомить учащихся с отрывками из писем Пушкина это поможет выяснить, что же особенно волновало поэта. Итог: 1826 год — анализ стихотворения пророк по плану духовного кризиса, связанного с вынужденным одиночеством ссылка, арест друзей после событий 14 декабря 1825 года, положение поднадзорного узника. Спасение — поэзия, ставшая «ангелом — утешителем». Отсюда — неуемная жажда творчества. Работа над смыслом названия стихотворения. Ожегова: пророк — а истолкователь воли богов; б прорицатель будущего. Для Пушкина важно, что поэту открывается путь к пророчеству. Задача поставлена глобальная, поэтому, решая ее, автор обращается к особому торжественно-возвышенному слогу. Работа над ключевыми словами стихотворения, поэтическим синтаксисом. Поэтическая речь всего стихотворения выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском анализ стихотворения пророк по плану, особая конструкция фразы преобладают фразы-инверсии, что замедляет чтение и синтаксический параллелизм с многократным повторением союза «и». Анафора подчеркивает, что необходимы все этапы перерождения, без них Пророком не стать. Они помогут понять, каждый ли может стать Пророком или это все-таки участь избранных понятия «серафим», «перепутье», «пустыня» требуют пояснения. Пушкин обращается к словам, за которыми стоят целые понятия. Пустыня — место уединения, раздумья ср: пустынь, монастырь. Иисус 40 дней ходил по пустыне, прежде чем пойти к людям. Моисей водил людей по пустыне, прежде чем привести в землю анализ стихотворения пророк по плану. Поэт должен покинуть людей, прийти в пустыню жизни, чтобы избавиться от заблуждений. Далее находим эпитет к слову пустыня — мрачная. Случаен ли этот эпитет? Подводим к выводу, что речь идет о поре тягостных раздумий и переживаний, связанных с событиями в России и жизни самого поэта. Для того анализ стихотворения пророк по плану жить дальше, герой должен духовно сосредоточиться и наметить новые цели. Перепутье — по словарю славянской мифологии — роковое, нечистое место, принадлежащее демонам, где совершались опасные и, наоборот, исцеляющие действия. Что такое в данном стихотворении «перепутье»: место выбора между земным, грешным и высоким, духовным? Здесь лирический герой стихотворения пройдет мучительное очищение-перерождение, чтобы восстать, избавившись от отчаяния и безверия, сильным, мудрым, с жаждой жизни. Серафим — шестикрылый ангел, посланник Бога в мир земной, он приносит человеку поэтический дар. Это высший чин ангела. Серафимы способны возводить низших в горнее, очищать, опаляя и сжигая, прогонять и уничтожать всякое омрачение. Работа над второй частью стихотворения. Ученые-исследователи давно подметили, что в графической основе стихотворения лежит крест. С помощью следующих слайдов презентации поможем им это увидеть и самостоятельно прийти к этому выводу. Работая над ключевыми словами, заметим, как совершается движение в стихотворении: «в пустыне мрачной влачился» - перепутье — явился Серафим. Показываются ступени движения к истине. Каждый шаг дается мучительно, болезненно: за божественный дар поэт платит сполна. Давайте обозначим эти ступени. «Как труп в пустыне я лежал» горизонтальная линия Что сделал шестикрылый Серафим? «Моих зениц коснулся он». «Моих ушей коснулся он». «Вырвал грешный мой язык». Это крестные муки, которые должен претерпеть поэт, чтобы получить дар слышать глас Божий. И вот только теперь возможно преображение. А что же взамен? Уши «наполнил шум и звон». Вместо языка «жало мудрыя змеи». И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». И что же произошло? «И бога глас ко мне воззвал». Поднялся с грешной земли. И теперь поэт наделен даром слышать «неба содроганье», следить «горний ангелов полет» и различать «гад морских подводный ход» и «дольней лозы прозябанье». Движение по вертикали: сверху вниз, снизу вверх, минуя землю. С небес анализ стихотворения пророк по плану подземный мир, а из него к людям. Если позволит время в сильном классе можно обсудить, почему так направлено движение: минуя мир людей. И только теперь лирический герой, ПОЭТ, может, исполнившись Божьей воли, глаголом жечь сердца людей! Так кто же такой поэт — пророк? Тот, кто за право творить и вести с человечеством беседы от имени бога заплатил физическими и нравственными муками, кто после этого наделен даром слышать глас Божий и нести его людям, подгоняемый жаром сердца. Поэт несет ответственность за анализ стихотворения пророк по плану свое слово. Здесь уместно вспомнить строки из пушкинского «Поэта»: В заботы суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира… Проблема настоящего поэта — это проблема нравственного выбора! За свой талант поэт должен платить: страдания и лишения, уединенный образ жизни вдали от мирской суеты! Высшая награда — вдохновение: Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Определение места стихотворения среди других стихотворений поэта. В своем творчестве Пушкин поднял поэзию на огромную высоту, что связано с пониманием общественного служения искусства, и анализ стихотворения пророк по плану в большей мере — с его божественной сущностью, налагающей огромную ответственность на художника. Пушкинская традиция в понимании темы поэзии оказалась исключительно плодотворной в дальнейшем развитии русской литературы. Домашнее задание: Составить историко—литературный комментарий стихотворения Пушкина «Пророк» по следующему плану: Дайте краткую историко — литературную справку. Особенности композиции построения стихотворения. Какие мысли и через какие образы доносит анализ стихотворения пророк по плану нас поэт? Система образов стихотворения, их связь с лирическим героем, миром его чувств и переживаний. Роль художественных средств создания образов сравнения, символы, эпитеты, метафоры. Анализ стихотворения пророк по плану фонетики и синтаксиса Использование ассонансов и аллитераций; построение предложений, особенности рифмы и ритма. После записи домашнего задания дети должны оценить свою работу на уроке. Представлен лист формата А-3 с изображением дерева как образа творческого роста. Три вида круглых магнитов зеленые, желтые и синие. Если вы удовлетворены своей работой на уроке, совершили для себя открытие, хотели бы перечитать стихотворение «Пророк» заново, то анализ стихотворения пророк по плану ветки дерева вы прикрепляете зеленый магнит. Если это был добротный урок, но вы не совершили открытия, то на ветки дерева вы прикрепляете желтый магнит. Если это для вас был стандартный урок, то на ветки дерева вы прикрепляете синий магнит. В заключение звучит стихотворение «Пророк» в исполнении Смоктуновского еще раз, чтобы учащиеся по — новому осмыслили строки этого произведения. Но иногда случаются маленькие открытия. В этом фрагменте показано, как подвести ребят к выводу, что в графической основе стихотворения - крест. К конспекту добавлена презентация и видео с записью Смоктуновского, божественно исполняющего это стихотворение даю прослушать дважды: в начале обсуждения и в конце урока перед тем, как задать домашнюю работу. Урок разработан вместе с коллегой Бобковой Татьяной Валерьевной и был показан на окружном семинаре для учителей русского языка и литературы, получил хорошие отзывы. Автор Дата добавления 15. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без анализ стихотворения пророк по плану разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Образцовый налогоплательщик» в рамках Церемонии официального общественного признания «Элита национальной экономики». Вручение данной премии дает нам право размещать логотип «Национальный знак качества» анализ стихотворения пророк по плану выдаваемых нами документах и наградных материалах для учителей. Участвуйте в вебинарах проекта «Инфоурок» анализ стихотворения пророк по плану получайте ещё более весомые свидетельства:.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Алла Булгакова

    14.10.2015

    «И путник усталый на Бога роптал...