Методика составление рассказа по картинке

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: Конспекты занятий с детьми "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине методика составление рассказа по картинке серии сюжетных картинок" Главная цель опыта: "Развитие связной речи детей". Задачи, решаемые в опыте: · Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок; · Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников; · Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; · Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. Информационные методика составление рассказа по картинке об опыте. Тема: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок". Сведения об авторе: Иванищина Ольга Николаевна. Стаж работы в системе образования: 16 лет; Образование: высшее; Должность: старший воспитатель. В настоящее время работаю в группе с детьми старшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 51 общеразвивающего вида Красноармейского района города Волгограда, расположенного по адресу: город Волгоград, 400051, проспект Столетова, 12; телефон: 46-36-85. Настоящий опыт накапливался в течение двух лет. По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, методика составление рассказа по картинке. Опыт связан с системой занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи детей. Опыт наблюдался с 2001 года. Адресная направленность: воспитателям дошкольных учреждений. Перспективы и возможности использования опыта. Опыт рассчитан на воспитателей детских садов. При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила: Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия; Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи; После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор; Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование; Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; Всегда предлагать четкий план методика составление рассказа по картинке, если методика составление рассказа по картинке необходим; Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей; Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер; Во избежании выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой; По возможности завершать занятие игрой развивающего характера. Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе авторских конспектов занятий, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: - Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста" ; - Тихеева "Развитие речи детей" ; - "Методические советы к программе "Детство" ; - Ушакова "Развитие речи детей" ; Статьи журнала "Дошкольное воспитание" : - Методика составление рассказа по картинке. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок"N 8, методика составление рассказа по картинке г. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи"N 6, 2000 г; - Щадрина "Развивайте речь дошкольника"N 2, 1997 г. Гербова "Занятия по развитию речи"N 12, 1999 г. Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы проводятся в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также методика составление рассказа по картинке ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря методика составление рассказа по картинке домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ методика составление рассказа по картинке произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планированиеа также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном методика составление рассказа по картинке в 18 детей, семь из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден. Десять - средний уровень в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. И лишь один человек владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас. Я давно работаю в детском саду, и всегда старалась добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Но те пособия, которые были рекомендованы к использованию воспитателями, перестали отвечать моим взглядам и требованиям к проведению занятий по данным видам рассказывания: почти всегда однообразные части занятий - начало, основная часть и заключительная. Начало занятия часто см. Авторы программы "Детство", по которой мы работаем уже третий год, также предлагают серию занятий по обучению составления рассказов по картине. Но эти занятия, на мой взгляд, написаны по прежним образцам: имеют ту же структуру, те же требования, что и занятия Гербовой и Ушаковой. Поменялись только названия картин их содержание. Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия я наблюдала низкую речевую активность. Не хочу сказать, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей" пишет, что исследования последних лет Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность методика составление рассказа по картинке только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Поэтому, я считаю необходимым разработать серию авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, где будут соблюдены эти требования. Общение с детьми, наблюдения методика составление рассказа по картинке ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, изучение методических советов программы "Детство" методика составление рассказа по картинке меня в том, что необходимо создать серию авторских конспектов по данным видам рассказывания. Для этого следует отобрать более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи. Работу по созданию авторских конспектов я начала с того, что изучила план-программу воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой "Детство". Отобрала из неё названия произведений для пересказа, названия тех картин, серий сюжетных картинок, которые имеются в наличии в детском саду N 51. На основе этого списка составила тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года. Затем стала думать, какие виды занятий по развитию связной речи требуют больше всего внимания? Какие занятия создают больше проблем в плане подготовки и проведения? Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок детям очень трудно. Хотя пересказывать литературные произведения тоже довольно нелегко, а придумывать творческие рассказы ещё труднее. Но охватить все виды занятий по обучению связной речи и разработать развёрнутые конспекты занятий нереально, т. Поэтому на данном этапе своей работы я остановилась именно на картинах и сюжетных картинках. Для развития связной речи я использовала следующие картины и серии сюжетных картинок: ; ; ; ; ; ; ;. На последних страницах методики развития речи расположены методика составление рассказа по картинке с изображением нескольких серий картинок. Но они не очень удобны в работе, т. Поэтому я сделала увеличенные копии картинок, дополнила некоторые серии другими эпизодами, чётко изобразила все предметы и объекты. Далее я обратилась к базовым учебникам "Развитие речи детей дошкольного возраста" под редакцией Сохина, "Методика развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Николаевича, "Развитие речи детей" Вспомнила методика составление рассказа по картинке заново открыла для себя методику данного раздела. Поскольку свою задачу я вижу не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и в формировании устойчивого интереса методика составление рассказа по картинке занятиям по развитию речи, то для меня было важным сосредоточить внимание на методика составление рассказа по картинке частях занятия. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Я давно заметила, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Главное к чему я стремилась, разрабатывая серию конспектов и организуя работу по ним, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия я разрабатывала с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников. Например, на занятии по составлению рассказов по картине я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко. Острые коготки, мягкие подушки; Шёрстка пушистая, длинные усы; Мурлычет, лакает молоко; Умывается языком, прячет нос, когда холодно; Хорошо видит в темноте; У неё хороший слух, ходит неслышно; Умеет выгибать спину, царапается. В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало методика составление рассказа по картинке начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней. На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок я также сообщила, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках методика составление рассказа по картинке подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась. На занятии по составлению рассказа по картине детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой "всё наоборот". То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ. Можно привести примеры по каждому занятию, но как видно из выше предложенных, везде один результат: начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности. Я уделила большое внимание не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий я часто использую соревновательные, познавательно-побудительные мотивы. На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок детям предлагалась игра "Послушай и запомни". Читался рассказ о зиме. По окончании его прослушивания необходимо было вспомнить все слова на тему "Зима", которые встречались в данном рассказе, и на каждое слово положить в корзинку фишку-ёлочку. По окончании выполнения методика составление рассказа по картинке дети подсчитывали фишки. Создание ситуации необходимости совместного выполнения задания "спровоцировало" детей на достижение результата, на принятие в последующем цели речевой деятельности. На занятии по придумыванию рассказов по серии сюжетных картинок детям было предложено разделиться на две команды и выполнить задание, как можно лучше, т. Здесь использовался как соревновательный мотив, так и семантический. Детям данного возраста свойственно обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности. На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок дети соревновались в подборе слов на тему "Лес". В противоположной стороне группы стояли две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускали жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулировал детей справиться с заданием на "отлично". Им было важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперёд. По окончании соревнования подсчитывались жетоны, и выяснялось, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему. Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения. По ходу выполнения основной части занятия считаю необходимым сосредотачивать внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи. Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, методика составление рассказа по картинке, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети методика составление рассказа по картинке одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными. Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но я думаю, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. Поэтому на каждом занятии я провожу игры, предлагаю задания на освоение данных разделов развития речи. Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями. Например, при составлении рассказа по картине при рассматривании картины я использовала упражнение "Я начинаю - вы продолжаете". В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов. На этом же занятии дети играли в игру "Волшебная цепочка". Её смысл заключается в том, что я должна была сказать несколько коротких предложений. Например, "На картине изображена верблюдица". Кто-то из детей по моему выбору должен был дополнить моё предложение методика составление рассказа по картинке одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавлял ещё одно слово, методика составление рассказа по картинке, таким образом удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: "На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица". При рассматривании всех картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову "большая" при рассматривании медведицы на методика составление рассказа по картинке дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову "стремительная" подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая. При составлении рассказа по картине дети упражнялись в подбое слов-действий к слову "кошка". Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит методика составление рассказа по картинке, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает. Я уверена, что, если бы я не проводила работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными. Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, я предлагала разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по "цепочке", индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, я надеюсь, помог им формировании речевых умений и навыков. В методика составление рассказа по картинке выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными. В процессе занятий я использовала ещё один приём, который стимулировал речевую деятельность детей. Перед тем, как дети должны были составлять рассказы, я делала методика составление рассказа по картинке установку - использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов. В заключительную часть методика составление рассказа по картинке я включаю развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как "Тихое эхо", "Умное эхо", "Какая команда больше нарисует кошек", "Чья команда быстрее соберёт такую же картинку", "Тренировка памяти" и др. Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. Уровни освоения детьми речевых умений и навыков. Умения, навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей. Средний - Ребёнок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников. Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий. Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине. Низкий - Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, т. Средний - Ребёнок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога. Высокий - Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию. Умения, навыки методика составление рассказа по картинке подбору слов близких и противоположных по значению. Низкий - Словарный запас беден. Ребёнок методика составление рассказа по картинке большие затруднения методика составление рассказа по картинке подборе слов-синонимов и слов-антонимов; подборе слов, обозначающих признаки и действия предметов. Средний - Словарный запас ребёнка достаточно широк. С помощью наводящих вопросов без особых затруднений подбирает слова близкие и противоположные по значению, а также слова, обозначающие признаки и действия предметов. Высокий - Ребёнок имеет богатый словарный запас. Легко подбирает слова близкие и противоположные по значению; подбирает к одному предмету несколько слов, обозначающие признаки или действия. Проявляет интерес к подобным заданиям. Умения, навыки по употреблению в рассказах разных типов предложений. Низкий - Ребёнок при составлении рассказов практически всегда пользуется простыми неполными предложениями. Допускает отдельные грамматические ошибки. Средний - Построение разных видов предложений в процессе рассказывания у ребёнка не вызывает особых затруднений. Высокий - В процессе выполнения задания рёбёнок использует разные виды предложений в соответствии с содержанием рассказов. Опыт отслеживался с сентября 2001 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателя. Диагностика, проведённая в сентябре 2002 года, показала следующие результаты. Раздел "Развитие связной речи": I уровень - 1 ребёнок, II уровень - 10 детей, III уровень - 7 детей. Раздел "Грамматический строй речи": I уровень - 2 ребёнка, II уровень - 9 детей, III уровень - 7 детей. Раздел "Развитие словаря": I уровень - 3 детей, II уровень - 8 детей, III уровень - 7 детей. После проведения работы на основе авторских конспектов, коррекционной работы в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в январе 2003 года, показала следующие результаты. Раздел "Развитие связной речи": I уровень - 5 детей, II уровень - 10 детей, III уровень - 3 детей. Раздел "Грамматический строй речи": I уровень - 6 детей, II уровень - 10 детей, III уровень - 2 детей. Раздел "Развитие словаря": I уровень - 7 детей, II уровень - 7 детей, III уровень - 4 детей. Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в методика составление рассказа по картинке дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания. Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Игротека в кругу семьи. Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Третий: "Смех" и т. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова например, огурец, ёлка, карандаш и т. Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" Пятачок. Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением. Взрослый предлагает детям методика составление рассказа по картинке со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки. Примеры заданий: "Зелёный платочек" - "Красная шапочка" ; "Мышь в лаптях" - "Кот в сапогах" ; "Рассказ о простой курочке" - "Сказка о золотой рыбке" ; "Знайка в Лунной деревне" - "Незнайка в Солнечном городе" ; "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок" ; "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" ; "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино" ; "Крестьянка под тыквой" - "Принцесса на горошине" ; "Деревянный замочек" - "Золотой ключик" ; "Если вдруг:" Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы; Все ножницы; Все спички; Все учебники или книги и т. Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Белый, пушистый, мягкий, чистый. Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? Вначале игры игроки договариваются о теме, которая методика составление рассказа по картинке служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные". Обитает в воде значит, на суше ; Шерсти нет совсем значит, длинная шерсть ; Хвост очень длинный значит, короткий ; Всю зиму ведёт активный образ жизни значит, спит ; Очень любит солёное значит, сладкое. Играющие должны подбирать к словам рифмы. Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права методика составление рассказа по картинке материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Ирина Синичева

    26.12.2015

    Читался рассказ о зиме.