Способы формирование ууд в учебном процессе

Практика работы Методические находки Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности: - математическая компетентность способы формирование ууд в учебном процессе умение работать с числом, числовой информацией — владение математическими умениями; - коммуникативная языковая компетентность — умение вступать в коммуникацию способы формирование ууд в учебном процессе целью быть понятым, владение умениями общения; - информационная компетентность — владение информационными технологиями — умение работать со всеми видами информации; - автономизационная компетентность - умение саморазвития — способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность; - социальная компетентность — умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде; - продуктивная компетентность — умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них; - нравственная компетентность — готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» из доклада ЮНЕСКО «В способы формирование ууд в учебном процессе тысячелетие». К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень ниже низкого умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие — выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Вот способы формирование ууд в учебном процессе перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений способы формирование ууд в учебном процессе компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий УУД. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования ФГОС второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация способы формирование ууд в учебном процессе достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они - носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного способы формирование ууд в учебном процессе и формирования психологических способностей учащегося. К основным функциям УУД относятся: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события. Критериями сформированности личностных УУД следует считать: 1 структуру ценностного сознания; 2 уровень развития морального сознания; 3 присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального способы формирование ууд в учебном процессе 4 полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и способы формирование ууд в учебном процессе проблемы. Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие способы формирование ууд в учебном процессе сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы: - возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; - на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; - уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания ; - снижается школьная тревожность; - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплоченность класса; - меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; - растет самокритичность; ребенок, способы формирование ууд в учебном процессе опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; - дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей; - учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым». Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя - желание вступать в контакт с окружающими мотивация общения «Я хочу! » ; - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю! » ; - умение организовать общение уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею! »включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. Регулятивные универсальные учебные действия способы формирование ууд в учебном процессе организацию учащимися своей учебной деятельности. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других — на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Например, формирование универсальных логических действий, т. Однако если языковая грамотность в первую очередь способы формирование ууд в учебном процессе на уроках русского языка, то логическая грамотность — в процессе изучения математики. Способы формирование ууд в учебном процессе отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Основные виды коммуникативных, в т. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках способы формирование ууд в учебном процессе предмета можно организовать работу учеников в малых группах. Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках математики. Познавательные УУД: - осознание, что такое свойства предмета — общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные; - моделирование; - использование знаково-символической записи математического понятия; - овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; - использование индуктивного умозаключения; - выведение следствий из определения понятия; - умение приводить контрпримеры. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; - совершенствование навыков работы в группе способы формирование ууд в учебном процессе опыта совместной деятельности. Личностные УДД: - формирование ценностных ориентаций саморегуляция, стимулирование, достижение и др. Регулятивные УУД: - умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; - способы формирование ууд в учебном процессе приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; - работа по алгоритму, с памятками, правилами — ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий в рамках каждой предметной областиопределение планируемых результатов — всё это требует от педагога грамотного подхода. Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение уроков. Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям: - постановка учебной задачи целеполагание - содержательная линия урока - организация учебной деятельности - формы организации учебного сотрудничества - работа в группе позиция учеников, позиция учителя - коммуникативная компетентность - морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества - вербальные и невербальные способы взаимодействия - характеристики сотрудничества - эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий. Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера: 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер способы формирование ууд в учебном процессе. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с способы формирование ууд в учебном процессе выработки определённых решений; способы формирование ууд в учебном процессе освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию способы формирование ууд в учебном процессе в выборе содержания и методов обучения. И самое главное — заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования — школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. Виды общения в обучении. Обо способы формирование ууд в учебном процессе замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше. © 2001-2016 Fedoroff Corp. При копировании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт с указанием автора обязательна.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Диана Сидоренко

    24.10.2015

    К основным функциям УУД относятся: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.